Сказания о чудесах от Курской Коренной иконы от древних времен до отбытия Чудотворного Образа из Poccии

Чудесных знамений от нашей великой русской народной Святыни в России было, конечно, явлено великое множество, о чем свидетельствует всеобщее там её почитание.

К сожалению, книги в Коренной Пустыни и в Знаменском монастыре, в котором протоколировались, под присягой и со свидетельскими показаниями, совершившиеся там чудеса, остались в России и, возможно, уничтожены большевиками. «Курских Епархиальных Ведомостей», в которых несомненно помещались наиболее яркие чудеса, мне в Америке сыскать не удалось. Почти единственным источником, которым я ныне располагаю, является книга: «Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой Пустыни», 5-ое издание, Москва 1898 г., да и то с утраченным концом. Из этой книги приводятся ниже 10 чудесных знамений:

1. Некоторый человек, имя коего и зваше неизвестно почему упущено, слеп был, услышавши о многих чудесах, происходивших от иконы Знамения Пресвятыя Богородицы, пришел в Коренную пустынь, припал к образу с усердием и горячею молитвою о своем исцелении; во время таковой молитвы, открылась у него жажда к питью; когда напился из источника святой воды и умыл глаза, на том месте, где явилась чудотворная икона, в то же время снова получил зрение, за что вознес благодарение Господу Богу и Его Пречистой Матери, объявил о сем братии и остался трудиться с ними в Коренной пустыни до своей смерти.

2. Из г. Ливен две девицы: одна хромая, другая слепая, с великою верою пришли в Коренную пустынь припасть к чудотворному образу Знамения Пресвятыя Богородицы с теплою молитвою о своем исцелении; с верою приложась к чудотворной иконе, уходят исцеленными.

3. В 1601 г., во время царствования Бориса Годунова, повсеместный был неурожай хлеба, и многие испытывали страшный голод, но жители г. Курска и его окрестностей, всегда притекающие для поклонения с верою и благоговением к чудотворной иконе Знамения Пресвятыя Богородицы, пользовались обильным урожаем хлеба, и за умеренную цену снабжали многие другие города хлебом, а бедным неимущим щедро уделяли без денег; вследствие чего царь Борис Годунов, через бывшего в Москве иepомонаxa Иону, прислал от себя для оной святой иконы пожертвования, состоящая из денег, риз, свечей, ладана, колоколов и проч.

4. Во время царствования великого государя и великого князя Михаила Феодоровича в 1640 году гетман Вишневецкий с многочисленным войском напал на г. Курск, где в то время находился чудотворный образ Знамения Пресвятыя Богородицы, и, окруживши своим войском город, долго держал в осадё, но при явном защищении Царицы Небесной, видимой многими на городской стене, в виде светозарной девы — одолеть не мог, с большим уроном войска своего оставил город и со стыдом удалился.

5. В 1642 г. многочисленные толпы крымских и ногайских татар приступили к разорению Коренной пустыни, начали сжигать церковь и прочее все строение, но ни в чем не успели, при защите Царицы Небесной, как необоримой стены, и со страхом бежали.

6. В 1645 г. ради благоговейно чтимого образа Знамения Божией Матери, перед которым жители Курска возносили молитвы свои к Пресвятой Владычице Богородице и в бедах своих слезы проливали, Милосердная Заступница верующих вновь явила свое знамение и милосердие жителям курским, защитив их от крымской великой орды татар, которые неожиданно с неизъяснимым ожесточением во многих местах делали сильные опустошения; но через курские окрестности, как в тумане, прошли мирно.

7. В 1650 г. белгородский воевода кн. Петр Дмитриевич Пожарский, проезжая с семейством своим в Москву, заехал в ночное время внезапно в Коренную пустынь для поклонения чудотворному образу Знамения Пресвятыя Богородицы, и когда приближался к пустыни и вступил в обитель, ощущал он и все с ним бывшие сильное благоухание, носившееся по пустыни; полагая, что ради приезда его, старцы курили ладаном, вследствие сего из любопытства, а может быть по мнительности, обошел сам всю пустынь и, нигде не нашедши признака курения ладаном, отнес благоухание это к особенному чуду — к славе Божией и Пречистой Богоматери, исходившее от немолчной молитвы, где около 600 лет не прерывается хвалебное пение.

8. В 1661 г., 9 числа сентября месяца в Новом Осколе жителю Флору Тимонину внезапно явилась в доме икона Пресвятыя Богородицы, стоящая на аналогии, и от оной иконы был глас: «Флор! иди в Белгород, скажи воеводе, чтобы он послал в г. Курск принести мой чудотворный образ в Белгород и встретил бы оный со священным собором и молебным пением на Волховском рубеже, а на полковом знамени написал мой образ, и то знамя носили в Белгородских полках в знак моего заступления от неприятельских нападений», и по окончании того гласа икона стала невидима. Флор остался в недоумении и по своей нерешимости умолчал; по прошествии нескольких дней, вновь икона та явилась, и был от нея глас с укорением, почему он не исполнил повеленного ему, и в то же время он сильно заболел, вследствие чего Флор понял, что это не случайное видение, а было явное повеление Царицы Небесной, и за неисполнение его получил справедливо в наказание болезнь; начал со слезами умолять Пресвятую Богородицу, обещаясь, по выздоровлении, непременно исполнить поведенное ему в точности, и что же? Молитва его была услышана, и вскоре, получивши выздоровление, отправился в Белгород, явился к воеводе и рассказал ему все, как было; воевода в то время был в Белгороде князь Григорий Григорьевич Ромодановский; выслушавши от Флора о чудном явлении, размышлял, какое же написать изображение на полковом знамени, и в таком недоумении оставался несколько дней. Между тем пришел к нему полковой поручик Переверзев и рассказал ему свое видение: в ночное время пришел к нему неизвестный старец в святительской одежде, показал ему образ Знамения Пресвятыя Богородицы и велел сказать, чтобы воевода изобразил такой образ на полковом знамени. Воевода, услышавши о сих двух явлениях и посоветовавшись с священным собором и воинами, послал в Курск к игумену Моисею с прошением, чтобы он прибыл в Белгород с чудотворным образом Знамения Пресвятыя Богородицы. Игумен Моисей по просьбе воеводы с братиею и прочими богомольцами принес образ Знамения Пресвятыя Богородицы к Волховскому рубежу, отстоящему от Белгорода в девяти верстах, куда для встречи из Белгорода вышли воевода Ромодановский со всеми воинами, священным собором и многочисленными гражданами и на том Волховском рубеже совершили молебствие, а утром другого дня воевода с прочими чиновниками и усердными гражданами после молебствия сделали пожертвование на построение в Курском монастыре каменной церкви во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, и через несколько дней чудотворный образ Пресвятыя Богородицы воевода со священнослужителями и всём белгородским войском и гражданами торжественно проводили до Волховского рубежа обратно в г. Курск, и в то же время воевода велел написать образ Знамения Пр. Богородицы на знамени полковом, с надписью вокруг оного: «Все упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, Ты нас благоволи от всех наших врагов своим непобедимым дивным воеводством хранити присно в своем крове».

9. Пресвятая Владычица наша Богородица, в образе Знамения, как обещала защищать от неприятелей Белгородскиe полки, так и исполнила по написании образа Знамения Пресвятыя Богородицы на полковом знамени. В 1675 г. марта 9-го числа воевода Ромодановский одолел многочисленных татар и черкес, взял обоз со всеми военными припасами, а 18 числа июля мевяца с помощью Знамения Богородицы вновь победил заднепровского гетмана Хмельницкого с многочисленным войском и обоз его взял в добычу.

10. Из военного звания Владимир Рогов случайно в г. Карпове упавших в житную яму двух сыновей стрельца Тимофея Спасова вытащил, а сам от тяжкого воздуха в яме сделался в беспамятстве и был вытащен из оной людьми, в каковом беспамятстве и в болезненном расслаблении и слепоте и находился двадцать два дня, на двадцать третий же день его болезни узнал он, что чудотворный образ Знамения Пресвятыя Богородицы из Курска несут через Карпов в Белгород, упросил, чтобы его повезли к соборной церкви приложиться к тому чудотворному образу, и он припал в церкви к образу, со слезами просил Царицу Небесную во все молебное пение о своем исцелении; игумен Моисей по окончании молебствия осенил его животворящим крестом Господним и окропил св. водою; в то время он, Рогов, получил явно привсех облегчение, а по возвращении чудотворного образа из Белгорода обратно в Курск, он, Владимир Рогов, при встрече образа, получил выздоровление.

К этим десяти чудесам российского периода можно прибавить ещё чудо:

В 1769 году в г. Курске получил дивное исцеление от Чудотворного Образа тяжело больной десятилетний отрок Прохор Мошнин — будущий великий русский угодник — преподобный Серафим Саровский.
Ниже приведён отрывок об этом исцелении из моей повести для детей: «Отрок Прохор», написанный на основания жития преп. Серафима и курских преданий. Эта повесть впервые была напечатана в журнале «Детство во Христе» за 1935 год.

«Летний вечер. В доме Мошниных тишина печали. Беда горючая посетила его. В угловой светлице лежит, разметавшись в горячке маленький десятилетний Проша. Мать, истомленная бессонными ночами, как безмолвное изваяние, сидит неподвижно у постели своего любимого мальчика.
Лекарь сказал, что уже не жилец на белом свете её Проша.
Горькую думу думает Агафия: — Господи, Иисусе Христе, Боже мой, для чего спас Ты его тогда, когда он упал со звонницы? Неужели для того, чтобы взяла его теперь от меня злодейка-лиходейка огневица? Не он ли с измальства возлюбил Тебя, Иисусе, денно-нощно молился — дня не пропустил, чтобы не быть в церкви; за что, о Боже, разлучаешь меня ныне от моего ненаглядного дитятка!?
Льются слезы у несчастной матери, беззвучные рыдания сотрясают её измученное тело.
— Матушка, родимая моя, почто ты так горько плачешь? Зачем убиваешься обо мне? Не ты ли меня учила, что Бог не оставляет сирот, и уповающий на Господа не погибнет? Слыхал я, родная, как лекарь тебе говорил, помру я. Да ведь то по человеческому разсуждению. А что невозможно у человеков — возможно у Бога. Это ведь сам Христос сказал у Матфея Евангелиста. Будем, матушка, молиться Матери Божьей, и Она вызволит меня.
Со страхом и благоговением внимала Агафия словам своего богомудрого мальчика.
— Солнышко мое, — целуя пылавшую от жара головку Проши, говорила она, — все очи выплакала я, молясь за тебя, да что-то не слышит Царица Небесная молитву мою.
— Услышит, матушка, вот увидишь, услышит!.. А пока дай мне испить водицы, — печет меня.
И отрок затих, устремив взор свой на Образ Знамения Курской Коренной Божией Матери, висевший в углу его детской спаленки.
В Курске нет дома, в котором не было бы подобия усердно чтимой всеми родной Святыни.
Прошло с час времени, а Прохор все смотрел на Образ. И вот, видит он... просветлел вдруг Лик Пречистой Девы и ожил. Поднятые для благословения руки Царицы Небесной опустились и благословили его, а из уст Владычицы дивной, небесной музыкой полились слова:
— Не бойся, отроча, заутра Я посещу и исцелю тебя...
Все стало по-прежнему. Только чувствует Прохор, что легче ему дышать, отступила от него немного лютая огневица. Перекрестился отрок, посмотрел любовно на заснувшую у его изголовья мать и забылся тихим, мирным сном.
На другой день он рассказал матери свое видение и попросил, чтобы все прибрали и приготовили к посещению Небесной Гостьи.
Домашние, чтобы утешить больного, исполнили его желание. Комната была вымыта и прибрана, как на большой праздник. А между тем, день выдался ненастный.
Разразилась гроза. Молния страшными огненными полосами бороздила черное небо. Громовые раскаты сотрясали старый дом Мошниных. Пасмурно, жутко... Вдруг невдалеке от дома, сквозь удары грома, послышалось пенише:
«Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавши Тя раби Твои, Богородице Пречистая...»
Что такое!?
- Мама, это Царица Небесная грядет по обещанию Своему. Пусти меня к Ней.
Агафия подбежала к окну. Мимо, через их проходной двор, шествовал Крестный Ход с Чудотворной Иконой Курской Коренной Божией Матери.
Обычно Икону носят улицей, а теперь из-за грозы, для сокращения пути в монастырь, монахи решили пронести Икону через двор усадьбы Мошниных, находившейся на Сергиевской улице.
А Прохор уже вскочил с постели и плачет-просит скорее вести его к Царице Небесной.
Агафия, видя веру сына, схватила его на руки и поспешила на двор.
Как раз носилки с Иконой поровнялись с крыльцом дома. Агафия попросила монахов, которые все были ее знакомцами, на минуту остановиться, поднесла Прохора к Чудотворному Образу, дала ему приложиться, а после попросила пронести Икону над ним.
- Мама, братики, как мне легко стало, - воскликнул мальчик, как только Икона была пронесена над его головой.
- У меня уже ничего не болит, только, только, вот слабость небольшая.
Обливаясь слезами благодарности к явной Милости Божией Матери, Агафия повела исцеленного сына в дом.
Не прошло и несколько дней, как мальчик окреп совершенно и стал снова здоровым и жизнерадостным..."