Традиции славян в День Петра и Павла

С днём Первоверховных апостолов Петра и Павла!

Этот великий православный праздник посвящался перенесению мощей апп. Петра и Павла из Рима в Сан-Себастьяно. Правда, последнее обстоятельство быстро забылось, и этот день в народе стал восприниматься как день общего мученичества святых – хотя это не так.

В народе этот день звался Петров день, Петровки, Петры-Павлы, Петрово говейно и в былое время имел большое значение в быту наших предков как один из важнейших дней в религиозном, юридическом и хозяйственном отношениях (была и русская пословица: «У мужика то и праздник, что Петров день»). Например, в древности на Руси этот день был сроком для выплаты дани и пошлин, о чём особенно часто упоминают грамоты XV и XVI вв.; платежи, совершавшиеся в это время, были известны как петровская дань или просто как петровские поборы, которые собирали священнослужители (подати священникам состояли обычно из продуктов – масла, зерна, яиц, сыра (творога) и т. п.). Тогда же «съезжались по зазывным грамотам ставиться на суд и вообще производили разные хозяйственные и торговые сделки»; так, в одной из грамот об отпущении на волю крестьян из-под власти бояр и детей боярских повелевается «отказывать», т.е. «выводить от себя за другого о Юрьеве дне, иных о Рождестве, а иных и о Петрове дне». Устраивались в этот день и знаменитые Петровские торги, известные с XVI в. и составлявшие особенные местные ярмарки по сёлам; они играли важную роль в крестьянском быту.

В народе Петров день считался переломным временем года и связывался с концом весны и началом лета, с жаркой и грозовой страдной порой; были и русские поговорки: «С Петрова дня красное летечко», «Как придёт Петро, так и будет тепло», «Пётр-Павел жару прибавил, день убавил», «С Петрова дня солнце на зиму поворачивает, а лето – на жару», «С Петрова дня зорница зорит хлеб» и т.п. По народному убеждению, после Петрова дня умолкают весенние птицы, перестаёт петь соловей и куковать кукушка (пословица «Недалече кукушечке до Петрова дня»). Крестьяне говорили: «Пора уж и косы бить, и грабли готовить – вон уж кукушка-то охрипла». 

В Сибири с Петрова дня начинали брать землянику. 

В Болгарии было поверье, что после Петрова дня начинает холодать, и травы перестают расти. У русских тоже говорили: «Прошла Петровка – опало по листу, прошёл Илья – опало два». 
С Петрова дня в русских сёлах начиналось унавоживание полей («Петровка – навозница, межипарье, междупарье») и подготовка к севу озими («До Петра вспахать, до Ильи заборонить, до Спаса посеять»). В некоторых местах в этот день совершали обходы полей, осматривали посевы (при этом судили об урожае; например, «Если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку»). Старики присматривались к погоде и замечали: «Коли на Петра и Павла дождь, то жито уродится», «Если на святого Петра дождь – урожай худой, два дождя – хороший, три – богатый» и т. д. Мужики и бабы готовились к сенокосу и приговаривали: «С Петрова дня зелёный покос», «С Петрова дня в поле пожня», «Не хвались, баба, что зелен луг, а смотри, каков Петров день», «Доставай косы и серпы к Петрову дню», «Строй косы и серпы к Петрову дню, так будешь мужик», «Всяк, кто дорос, спеши на сенокос», «Коли случится дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый», и. т. п. По традиции, к Петрову дню подготавливали все орудия, необходимые для жатвы и сенокоса, и заканчивали все весенне-летние полевые работы (например, пересадка овощей и цветов после Петрова дня запрещалась, т.к. «проку в этом не будет»). 

В некоторых местах Петров день считали праздником пастухов. Русские крестьяне в этот день выплачивали пастухам петровщину – деньги за прошедшую часть сезона (это был второй расчёт с пастухами: первый производился при заключении договора, а последний – по окончании сезона), а также одаривали разной снедью – яйцами, хлебом, маслом и пр. Кое-где пастухи устраивали в честь праздника пиршество и жарили большую яичниц. У южных славян Петров день тоже считался пастушеским праздником. 

Помимо пастухов, особо отмечали этот день и рыболовы, почитавшие ап. Петра своим покровителем и начинавшие со дня его памяти летний промысловый сезон. Приходится ли закидывать сети, застигнет ли на воде буря, не удастся ли рыбный лов – рыбаки молятся апостолу Петру, в иных случаях они даже складываются на большую восковую свечу и ставят её в храме перед образом «ловца рыб» - апостола Петра. Поэтому нет ничего удивительного в том, что рыбаки называли Петров день рыбацким или ловецким праздником, устраивали в этот день крестные ходы и молебны на рыболовецких угодьях, собирали деньги, как говорили, «на мирскую встречу Петру-рыболову», а также заключали договоры с торговцами рыбой и устанавливали новые цены на свой товар. Рыбацкие деревни в этот день принимали у себя гостей. А старые рыбаки по этому случаю украшали свою одежду растением петров крест. Для праздничной трапезы непременно готовили рыбу, выловленную вечером накануне Петрова дня; в частности, из этой рыбы варили уху – шербу, а перед началом застолья кто-нибудь из старших торжественно приглашал святых апостолов разделить с людьми угощение: «Петры-Павлы! Садитесь хлеба-соли кушать: вам каша, нам чаша; вам рыбка, нам шерба».